street-racing » Чтиво » Статьи о тюнинге » Ремонт рулевого управления

Ремонт рулевого управления
Разборка и ремонт рулевого механизма.

Прежде всего: у меня полноприводной Ижик, но рулевой механизм тот же. Отличия в креплении с левой стороны. И еще: в моей машине условия труда рулевого гораздо хуже, чем у заднеприводной. В заднем приводе передние колеса всегда тормозят и все шарниры работают только на сжатие рейки. На полном приводе нагрузка переменная и износ гораздо больше.

Реечное рулевое "Орбиты" по схеме соответствует "Оке" (тяги закреплены на концах рейки). Корпус внутреннего шарового шарнира (S 30) ввернут в рейку и зафиксирован стопорной шайбой. Внутренние усики шайбы заводятся в пазы рейки, снаружи она загибается на лыски корпуса шарнира. Лыски на корпусе шарнира узкие (около 5 мм), поэтому шайбу приходится сильно разгибать и вообще извращаться. Удобнее всего иметь ключ из тонкого листа. Шарнир неразборный, шаровый наконечник тяги завальцован в корпусе. Тяги (S 12) ввернуты во внешние шаровые (S 22) и зафиксированы контргайкой (S 22).Внешние шаровые закреплены в поворотном рычаге стойки. Они похожи на все прочие, но несовместимы по резьбе под тягу. Я думаю, можно подобрать импорт, если есть желание. Шарниры неразборные, внутри поджаты пружиной, что по идее увеличивает срок службы, но усложняет диагностику. Фиксация как обычно, шплинтом в гайке с прорезями. Схождение колес регулируется вворачиванием тяг во внешние шарниры. Просто, но довольно тяжело (надо прокручивать тягу во внутреннем шарнире).

Вообще вся система рассчитана на установку рулевого в сборе со всеми шарнирами. Мне пришлось идти своим путем, т.к. не смог выбить внешние шарниры, а лупить как следует - подшипники жалко. Нужен съемник. Пришлось выкручивать тяги.

Сам рулевой механизм похож на все остальные. Верхний подшипник шестерни - обычный промышленный 202 без защиты, применяется везде, но автомобильного применения я не нашел. Подшипник с защитой желателен, но не необходим, т.к. нижний имеет ресурс на порядок меньше (по нагрузке и по грязи). Нижний роликовый применяется в рейках 2108, скорее всего и во всех остальных. Упор рейки подпружинен, размеры пружинки я не записал, а то может можно использовать зубильную вместе с упором (видел упор 2108 в магазине, очень похож).

Итак, разборка.

Выкручивать тяги занятие муторное, но в перерывах на отдых можно хорошо изучить устройство подвески.

Далее отвернул крепление рулевого к кузову. Крепление рейки на полном приводе отличается от обычной "Орбиты". Дело в том, что на месте левой лапы находится редуктор переднего моста, поэтому сделан переходник в виде клеммы, зажимающей корпус рейки за левую проточку для чехла. Левое крепление двумя болтами. Сделано неплохо, вот только зазор между половинками клеммы велик, его заливают герметиком, но.... Моя рейка смазывалась водой с глиной, в итоге внутренние шарниры погибли безвозвратно (продольный люфт 3-4 мм!!!!!). Причина, похоже, именно в негерметичности уплотнения, т.к. чехлы рейки целы.

Отстыковал карданный шарнир и сдернул рулевое вниз. Снял механизьму и стал разбирать. Тиски и ключ рулевого были в наличии, так что потрошение обошлось без особых эксцессов. Почти все детали были слегка (и не слегка) ржавые. Проблема возникла только с нижним подшипником шестерни. Роликовый подшипник запрессован в глухом отверстии корпуса и ни за что не хочет вылезать (подозреваю, что в остальных рейках не лучше). Поскольку гибель подшипника сомнений не вызывала, я не церемонился. Пластиковый сепаратор с роликами вынул кусками, но попытки ухватить обойму были безрезультатными. Я просверлил отверстие в донышке (до 12 мм) и попытался выбить снизу. Обойма разогнулась. В итоге я плюнул, взял болгарку и просто срезал все донышко до подшипника. Нужна аккуратность, чтобы только вскрыть отверстие, оставив маленькие уступы по бокам. Лучше всего именно просверлить, а потом уже срезать.

Хотя можно и по-другому. Прорезать паз до подшипника и выбить его отверткой. Но эта мысля пришла в голову поздно, и я не пробовал. После срезания дна я просто вышиб обойму подшипника. Опорное кольцо не извлекал. Фиксирующее пружинное кольцо поржавело и вылезет только кусками. Так что в следующий раз.

Итак, состояние деталей.

Верхний подшипник шестерни как новорожденный (он единственный был смазан).

Нижний подшипник погиб.

Шестерня и шейка нижнего подшипника в раковинах от ржавчины по всей поверхности.

Рейка тоже вся объедена ржой.

Упор рейки почти не пострадал, а вот его пружина на вид тю-тю. Но оказалась ничего, тем более заменить ее нечем :-).

Чехлы и внутренняя поверхность рейки в глине и ржавчине.

Все железки очищены металлической щеткой от ржавчины и вполне работоспособны (заменять-то нечем), хотя и страшные на вид. Корпус и чехлы промыты ершиком, опорное кольцо почти как новое, хотя некоторый люфт все же имеется (после очистки).

Сборка проблем не вызвала благодаря Госзнаку :). Десятикопеечная монета идеально подходит на роль заглушки под роликовый подшипник (диаметр больше на 0.1 мм). Чуть-чуть герметика для пущей важности и заглушка на месте. Подшипник встал идеально, кончик шестерни я подточил примерно на миллиметр, чтобы не задевал заглушку. Следующая разборка будет без проблем, один удар и все.

Остальное просто. Естественно, все железки смазаны графитовой смазкой. В роликовый подшипник и на зубья шестерни и рейки наплюхал от души, все остальное тонким слоем. Нужна аккуратность, чтобы не забились каналы в опорном кольце рейки. Они для прохода воздуха при рулении (рулевое по идее герметично) и при забивании рулевое может насосаться воды под чехлы.

Установка рулевого в обратном порядке. Чехлы закрепил нейлоновыми стяжками.

Одно отличие сборки "Н-А", теперь уже в плюс. У меня на нижний кардан сверху надет чехол от рулевого. Благодаря этому на карданчик не попадает вода.

Итак, резюме.

В рулевое лучше залезть сразу. Для начала просто оттянуть чехлы и посмотреть, смазана ли рейка и шестерня. Если смазаны, то можно облегченно вздохнуть, на всякий случай слегка подмазать любой смазкой выход тяги из внутреннего шарнира и забыть про рулевое.

Если нет, то лучше полностью разобрать и проверить. Работа несложная.

При плохих условиях эксплуатации (да и вообще) нелишне будет нацепить на внутренние шарниры презервативы с дырочкой под тягу:), как раз подходят по размеру и герметизация идеальная. Молчу, молчу, молчу.... (с) Вовочка Кстати, возникла мысля, что этот несчастный роликовый подшипник шестерни является постоянным источником дохода для производителей рулевого. Ведь извлечь его крайне трудно, в итоге добрый совет покупать рейку в сборе. Нехило, а?http://bn-p.ru/

 
   
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
  • Биение руля при торможении
  • Глубокий тюнинг ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их аналогов
  • Компания QSTEN
  •       Яндекс цитирования   Rambler's Top100